Развитие внимания и памяти детей от 7-ми до 11-ти лет


По мере взросления познавательные навыки детей также развиваются.

Познавательное развитие

Лена – счастливая и здоровая девятилетная девочка. Она любит играть со своими друзьям и выезжать загород со своими родителями. Но больше всего ей нравится учиться. Странно, правда? Дело в том, что она учится не в обычной школе, а в школе развивающего обучения, где к детям и их обучению совершенно иной подход. Когда ей дают какое-то сложное задание, она не ворчит и не жалуется, как дети в обычной школе. Она радуется.

Лена сейчас в периоде младшего школьного возраста, который длится с 7 до 11(12) лет. В это время дети растут и меняются по многим аспектам. Среди таких перемен – резкий взлет в когнитивном (познавательном) развитии. Какие же факторы влияют на познавательное развитие детей в младшем школьном возрасте?

Внимание и Память

В дошкольном возрасте все дети в целом похожи между собой тем, что быстро переключаются от одной вещи на другую. Они интересуются всем, и что угодно может привлечь их внимание. Что-нибудь новое легко может их отвлечь от того, чем они заняты в данный момент. Зашел ли кто-то в комнату, зажегся ли свет в где-то на улице или муха прожужжала мимо – их внимание тут же устремлялось на это.

Детки в этом возрасте испытывают некоторые сложности в том, чтобы сосредоточить свое внимание на чем-то одном, и это нормально для этого периода развития. Процесс развития внимания очень важен для развития памяти. Поскольку то, на что вы обращаете внимание – это то, что вы запоминаете.

Например, представьте, что вы стоите на кассе в очереди и вам пришла смска от подруги. Пока вы читали и отвечали на сообщение, гул магазина как будто бы отошел на задний план или вовсе пропал. Вы уже не обращаете внимание на людей, переминающихся рядом с вами или на музыку, играющую из динамиков. Вы сосредоточены на сообщении.

Потом, когда вы приедете домой, вы скорее вспомните то, о чем была переписка между вами и вашей подругой, а вот, скажем, цвет рубашки мужчины, стоявшем перед вами или песню, которая играла там вы навряд ли припомните. Это все потому, что вы на это не обращали внимание. Как я и сказала ранее: то, на что вы обращаете внимание – это то, что вы запоминаете.

У большинства детей младшего школьного возраста в этот период идет процесс развития внимания. Они уже лучше начинают контролировать свое внимание. Они уже могут решить, на чем сосредоточить внимание в данный момент. Как и в случае с вами, когда вы сосредоточились на сообщении вместо всего, что происходило вокруг, дети в этом возрасте учатся тому, как управлять своим вниманием. И это ведет к тому, что они будут лучше запоминать.

Важнейший навык для обучения

В дополнение к процессу внимания, у детей в этом возрасте, также развивается такое понятие, как метопознание. Метапознание, согласно концепции Дж. Флейвелла, — это способность анализировать собственные мыслительные стратегии — «размышлять о мышлении» — и управлять своей познавательной деятельностью.

Например, если я попрошу вас сделать что-то сложное, например, разобрать ноутбук, почистить его и опять собрать. Первое, что вы скорее всего сделаете (при условии, что вы не можете отказаться выполнять это задание), это проанализируете, знаете вы вообще, как это делать или нет.

Если ответ «нет», то вы можете спросить себя: «Где мне об этом узнать?» Вы можете посмотреть в инструкции к ноутбуку, загуглить или найти видео на ютубе, а можете просто взять и разобрать безо всякой помощи и выяснять «по ходу пьесы». Выбор того, как именно узнать зависит от того, как вы обычно узнаете о тех вещах, о которых не знаете. Например, вам всегда проще посмотреть видео, а вашему мужу, например, проще просто взять и самому разобраться по ходу действия.

Исследования показывают, что метапознание фундаментально важно для процесса обучения. Ученики, которые знают, что именно они знают и как они учатся (процесс, инструменты) гораздо более успешны в учебе, чем другие. Навыки метапознания формируются в младшем школьном возрасте, после нескольких лет обучения в школе. Вообще, чем дольше человек учится, тем лучше его навыки метапознания.

Например, мой средний сын (4г) не знает, как он учится. Но мой старший, хотя еще не в школе, уже самостоятельно осваивает чтение, письмо и счет. Он выяснил, что он не любит, когда над ним сидят и что-то объясняют. Лучше всего он познает что-то, самостоятельно в этом разбираясь и задавая вопросы, если не понятно. Таким образом и я не лезу к нему с «развивашками», и он вырабатывает не только навыки метапознания, но и самостоятельности.

Заключение

У детей младшего школьного возраста (от 7ми до 11(12) лет) ярче всего проявляется развитие познавательных навыков. Они начинают все лучше и лучше контролировать свое внимание, что положительным образом влияет на их навыки запоминания информации. Также они формируют и совершенствуют свои навыки метапознания, что позволяет им лучше усваивать новую информацию. Именно по этой причине, дети в этом возрасте могут быть обучены чему угодно и почти в любом объеме.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *